Принят Государственной Думой 8 ноября 2006 года
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные принципы лесного законодательства
Лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты
основываются на следующих принципах:
- устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала;
- сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных
функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду;
- использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания
и иных природных свойств лесов;
- обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения
потребностей общества в лесах и лесных ресурсах;
- воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов;
- обеспечение охраны и защиты лесов;
- участие граждан, общественных объединений в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие
на леса при их использовании, охране, защите, воспроизводстве, в установленных законодательством Российской
Федерации порядке и формах;
- использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека;
- подразделение лесов на виды по целевому назначению и установление категорий защитных лесов в зависимости от
выполняемых ими полезных функций;
- недопустимость использования лесов органами государственной власти, органами местного самоуправления;
- платность использования лесов.
Статья 2. Лесное законодательство
- Лесное законодательство состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в
соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
- Лесные отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны
противоречить настоящему Кодексу, другим федеральным законам.
- Правительство Российской Федерации издает нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения в
пределах полномочий, определенных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также указами
Президента Российской Федерации.
- Федеральные органы исполнительной власти издают нормативные правовые акты, регулирующие лесные
отношения, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также указами
Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.
- На основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, законов субъектов Российской
Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать
нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения.
- На основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, законов субъектов Российской
Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации
органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать муниципальные правовые акты,
регулирующие лесные отношения.
Статья 3. Отношения, регулируемые лесным законодательством
- Лесное законодательство регулирует лесные отношения
- Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским
законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом,
другими федеральными законами.
Статья 4. Участники лесных отношений
- Участниками лесных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные
образования, граждане и юридические лица.
- От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях
участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти
субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных
нормативными правовыми актами.
Статья 5. Понятие леса
Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о
лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.
Статья 6. Земли, на которых располагаются леса
- Леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
- Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель,
на которых эти леса располагаются.
- Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в
соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной
деятельности.
Статья 7. Лесной участок
Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в
соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса.
Статья 8. Право собственности на лесные участки
- Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
- Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным
законодательством.
Статья 9. Право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного
пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного
срочного пользования лесными участками
Право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного
пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного
срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены
гражданским законодательством и земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Статья 10. Подразделение лесов по целевому назначению
- Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса,
эксплуатационные леса и резервные леса.
- Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам.
- Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных
лесов устанавливаются статьями 102 - 109 настоящего Кодекса.
Статья 11. Пребывание граждан в лесах
- Граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и
сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов
(пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов.
- Граждане обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах,
правила лесовосстановления и правила ухода за лесами.
- Гражданам запрещается осуществлять заготовку и сбор грибов и дикорастущих растений, виды которых занесены в
Красную книгу Российской Федерации, красные книги субъектов Российской Федерации, а также грибов и дикорастущих
растений, которые признаются наркотическими средствами в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 года
№ 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах".
- Пребывание граждан может быть запрещено или ограничено в лесах, которые расположены на землях обороны и
безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, иных землях, доступ граждан на которые запрещен или
ограничен в соответствии с федеральными законами.
- Пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения: пожарной безопасности и санитарной
безопасности в лесах; безопасности граждан при выполнении работ.
- Запрещение или ограничение пребывания граждан в лесах по основаниям, не предусмотренным настоящей статьей, не
допускается.
- . Пребывание граждан в лесах в целях охоты регулируется лесным законодательством и законодательством о животном
мире.
Статья 12. Освоение лесов
- Освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного
использования, а также развития лесной промышленности.
- Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций.
- Эксплуатационные леса подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения
высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения
полезных функций лесов.
- Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-
гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии,
если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
- При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: организация использования лесов;
создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; проведение мероприятий по
охране, защите, воспроизводству лесов; проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира,
водных объектов.
|