ПО СТРАНИЦАМ СТАРЫХ ЖУРНАЛОВ

       Навигатор:  Главная страница > По страницам старых журналов


 

   ВЫВОД МАТОК

( Журнал "Пчеловодство" - №6 за 1967 год).

Матка – важнейшая особь пчелиной семьи. Она определяет ее качества – физическую силу и работоспособность. В естественных условиях матки рождаются, как правило, высокоплодовитыми. Это объясняется тем, что выращиваются они в период расцвета семьи, самого наивысшего ее благополучия, когда гнездо переполнено молодыми пчелами, расплодом, свежими запасами меда и перги и когда в природе много тепла и источников корма. К этому времени в семье обостряется инстинкт роения. В мисочки – основу будущих роевых маточников – матка кладет яйца, и, как только из них вылупятся личинки, пчелы начинают кормить их маточным молочком. Они кладут его столько, что личинки буквально плавают в нем и не успевают израсходовать за весь период своего развития. Все это и обуславливает высокие качества роевых маток.

Таких и даже более ценных маток можно вывести искусственно. Комплекс искусственного вывода маток включает в себя подбор и подготовку отцовских и материнских семей, получение одновозрастных личинок, выбраковку плохих маточников, вырезку зрелых, распределение их по семьям и нуклеусам. На одной и той же пасеке семьи никогда не бывают одинаковыми по хозяйственным качествам и тем более по наследственным задаткам.Чтобы безошибочно определить, какая семья на пасеке самая лучшая по наследственным качествам, оценку ведут не только по результатам зимовки, картине роста, неройливости и продуктивности за один год, но и по тем же признакам во втором решающем году.
Особо важным фактором в оценке племенных достоинств являются итоги работы не только самих родоначальных (материнских) семей, но и семей, матки которых являются дочерьми оцениваемой семьи. Если и они соберут столько или даже больше меда, то вывод о племенных качествах оцениваемой семьи правилен и ее используют для вывода маток. Семьи отбирают и по чистоте крови. Те из них, пчелы которых имеют неоднородную окраску тела, - нечистокровны и для племенных целей не годятся, какими бы высокими качествами они не обладали. Если трутни, спарившиеся с маткой, будут с плохой наследственностью (от сильно ройливых семей, малопродуктивных, незимостойких и т.д.), то племенные достоинства матки в ее потомстве в значительной степени сотрутся. Вывода трутней в неплеменных семьях не допускают и , наоборот, поощряют вывод в специально отобранных, отцовских, которые не должны быть родственными материнским семьям. Для этого в отцовских семьях искусственно вызывают роевое состояние в более ранние сроки, чем оно возникает само собой, и тем самым заставляют семьи вывести трутней примерно на две недели раньше обычного. Чтобы семья побольше вырастила трутней, в середину ее гнезда еще с весны ставят один – два сота с трутневыми ячейками.

Вырастить матку, не уступающую в физическом развитии и плодовитости матке роевой, может только семья, вполне созревшая, которая будет иметь много расплода и корма. Но самое главное – ее физиологическое состояние должно быть таким, в каком бывает семья во время выращивания роевых маток. Для этого гнездо держат стесненным, хорошо утепленным, с максимально суженным летком, ежедневно в течении двух недель ей дают по 0,5 литра жидкой теплой подкормки, а за неделю до постановки в улей личинок на маточное воспитание семью, кроме того, подкармливают медо – перговой массой. Семью не загружают строительными работами. Готовясь к роению в естественных условиях, пчелы также не занимаются строительством сотов. После того как материнская семья начнет строить мисочки, ее обезматочивают. Открытый расплод оставляют в гнезде. Если его удалить, как делали прежде, то у пчел семьи-воспитательницы устранится основной раздражитель желез, вырабатывающих маточное молочко. Маточные личинки поэтому будут получать недостаточное количество корма, и матки из них разовьются неполноценными – легковесными, с низкой плодовитостью.
Поскольку матка, изъятая из материнской семьи, имеет большую ценность, ее помещают во временный отводок или нуклеус для сохранности. Отбирают ее для того, чтобы вызвать у пчел чувство осиротения и обострить желание вывести себе новую. Семья без матки жить не может, поэтому, как только она почувствует ее отсутствие, незамедлительно приступает к выводу новой из молочных пчелиных личинок. Она нередко закладывает маточники и на разновозрастных личинках, в том числе на двух – трехдневных. Из таких крупных личинок, особенно трехдневных, хорошую матку вывести пчелам не удается. Объясняется это тем, что личинок пчелиных и маточных пчелы кормят не одинаковым кормом. Маточных сразу же после вылупления из яиц и в течении всей их личиночной жизни кормят одним молочком, а пчелиных снабжают молочком только около двух суток , а остальные четверо суток дают корм более грубый, состоящий из меда, перги, молочка и воды. Это различие в корме главным образом и обусловливает различие во внешнем и внутреннем строении пчелы и матки. При искусственном выводе маток, следовательно, можно пользоваться племенными пчелиными личинками только в возрасте до суток, а лучше – еще более молодыми.

Способов подготовки личинок для закладки на них маточников несколько. Личинок дают семье или вместе с ячейками, в которых они находятся, или переносят их в специально изготовленные мисочки. Как только материнская семья будет готова к приему личинок на маточное воспитание (обычно через 4 -5 часов после обезматочивания), в ее гнезде отыскивают сот (желательно свежеотстроенный или со светло-коричневыми ячейками) с самыми молодыми личинками (лучше с только что вылупившимися), осторожно сметают с него пчел. Затем этот сот ставят в переносной ящик и сразу же уносят в жилое помещение, в котором предварительно нагревают воздух до 25-30 градусов и насыщают его влагой (разбрызгивают по комнате воду, развешивают мокрые полотенца, держат открытой кипящую кастрюлю или чайник). Тепло и влага нужны для того, чтобы личинки не застыли, пока их держат вне гнезда, не подсохли и не загустело молочко.
Сот кладут на стол плашмя кверху личинками нужного возраста. В нем вырезают кусочек прямоугольной формы размером примерно 40 Х150 мл. с таким расчетом, чтобы самые молодые личинки оказались по краям образовавшегося окна лезвием безопасной бритвы или медицинским скальпелем наполовину обрезают крайние ряды ячеек для того, чтобы облегчить пчелам перестройку их в маточники. После этого все личинки из перерезанных ячеек выбрасывают, а в укороченных удаляют по две личинки из трех. Это делают для того, чтобы пчелы отстроили более крупные маточники и не слепили их друг с другом. На противоположной стороне сота из крайних (первых двух) рядов всех личинок уничтожают.

Установлено, что пока личинка находится в пчелиной ячейке, пчелы дают ей молочко, которым они кормят обычный пчелиный расплод. Маточное же молочко этой личинке они будут давать после того, как эту ячейку пчелы перестроят в маточник. Чтобы пчелы приступили к перестройке пчелиных ячеек в маточники и кормили личинок сразу же маточным кормом, каждую отрезанную ячейку с личинкой расширяют шаблоном с закругленным и отшлифованным концом диаметром чуть больше диаметра ячейки. Такая расширенная ячейка внешне будет напоминать пчелам мисочку роевого маточника. Пользуются шаблоном очень осторожно. Дотрагиваться им до личинки нельзя. Подготовленный сот возвращают семье – воспитательнице и помещают в середину гнезда, в наиболее теплую часть. На всю эту операцию должно уйти не более 20 – 25 минут. Гнездо накрывают, утепляют и семью оставляют в покое на день –два. Ставя сот с вырезанным окном, пчелам как бы указывают, где и на каких личинках следует заложить маточники. Как только семье будет дан сот с племенными личинками, он сейчас же привлечет к себе пчел-кормилиц. Особенно много их скапливается в вырезе, где они незамедлительно приступают к закладке маточников. Признаки безматочности исчезают. Семья успокаивается и начинает нормально работать. Пчелы, однако, нередко закладывают маточники не только в указанном месте, а и на других сотах. Поэтому через сутки – двое гнездо разбирают, тщательно осматривают каждую рамку с расплодом и уничтожают все до единого свищевого маточника. Это делают для того, чтобы семья все свое внимание сосредоточила только на уходе за личинками в искусственных маточниках. И все-таки пчелы иногда снова закладывают свищевые маточники, но уже на личинках старшего возраста. Матки из таких личинок развиваются быстрее, чем в маточниках, заложенных на молодых личинках. Чтобы первая вышедшая свищевая матка не разгрызла маточники с племенными матками и не убила их, через восемь дней после прививки личинок гнездо воспитательницы осматривают вторично и уничтожают все свищевые маточники. Осматривать рамки с расплодом необходимо особенно тщательно.
В это же время выбраковывают и плохие маточники, отстроенные на племенных личинках: чрезмерно длинные тонкие с перехватинами и очень короткие, уродливые. Резко отделять маточную рамку от фальцев (ее пчелы приклеивают), стряхивать с нее пчел или переворачивать нельзя. Маточные личинки или куколки могут сместиться, оторваться от корма и погибнуть. При первом осмотре уточняют число личинок, принятых на воспитание (в окне пчелы обычно закладывают 8-12 маточников). Если семья заложит маточников менее потребного количества, ей можно дать такую же вторую рамку с племенными личинками.

Когда требуется большое количество маток, в соте вырезают не прямоугольное окно, а куски в виде равнобедренных треугольников. В этом зигзагообразном вырезе крайние ряды ячеек подготавливают так же, как и в соте с прямоугольным вырезом. Пчелы закладывают маточники по ломаной линии. Более 20 маточников оставлять на воспитание не следует, иначе матки выйдут плохого качества. Как только маточники созреют (через 10-11 дней после закладки), их вырезают и помещают в клеточки. Делают это осторожно, стараясь не повредить маточники и не обнажить еще не созревших маток. Поэтому каждый маточник вырезают вместе с частицей сота. Личинку для закладки маточников можно дать, выделив ее из сота вместе с ячейкой. Для этого кусок сота разрезают на узкие полоски, а их – на отдельные ячейки, после чего каждую ячейку укорачивают на половину и расширяют. Не укороченной стороной ячейку обмакивают в расплавленный воск и прикрепляют к патрону или клинышку. Каждый патрон заблаговременно прикрепляют с помощью воска к планкам прививочной рамки. В рамку обычно дают не более 25 личинок.
Можно прикреплять ячейки с личинками к так называемым клинышками. Эти клинышки ячейками вниз вкалывают в сот с расплодом рядами с интервалом в 40 мм или в шахматном порядке. После того как все личинки будут прикреплены к патронам, планки с этими патронами поворачивают так, чтобы ячейки с личинками смотрели на нижнюю планку рамки. В таком виде ее помещают в гнездо семьи-воспитательницы. Все эти способы подготовки личинок очень просты и доступны каждому пчеловоду, даже впервые взявшемуся за искусственный вывод маток. Матки, выращенные по этим способам, бывают обычно неплохими. Однако среди них встречаются и недостаточно развитые. Это объясняется тем, что пчелы закладывают маточники не сразу, а с перерывом в несколько часов (до суток), в течение которых личинки взрослеют и получают, естественно, корм обычный – пчелиный. Растянуть пчелиную ячейку шаблоном до размеров мисочки роевого маточника, несмотря на эластичность и податливость воска, не удается, и поэтому пчелы не всех личинок принимают за маточных.

Практика располагает более совершенными способами, которые позволяют выращивать маток, почти или вовсе не отличающихся от роевых. Личинок на маточное воспитание дают не в ячейках, а в специально изготовленных искусственных мисочках, то есть семье сразу же предлагают как бы уже маточных личинок.
Подготовка личинок по этому способу складывается из двух операций: изготовления основания маточников (мисочек) и переноса в них личинок. В расплавленный, но не доведенный до кипения воск опускают шаблон на глубину 6-7 мм (шаблон предварительно смачивают в воде и прилипшую к нему каплю стряхивают) и сразу же вынимают. Через 2-3 секунды, за которые прилипший воск чуть затвердеет, шаблон погружают в воск вторично на глубину меньшую на один миллиметр. Так повторяют еще пять – шесть раз, погружая па все меньшую и меньшую глубину, чтобы сделать основание маточника более толстым и теплым, подобно роевому. После того как мисочка затвердеет, ею чуть касаются расплавленного воска и сразу же прикладывают к заранее подготовленному патрону или клинышку и, как только воск немного остынет, шаблон, слегка повернув, вынимают из мисочки. Перед переносом личинок прививочную рамку с мисочками на сутки ставят в гнездо семьи, которая будет выводить маток. За это время пчелы к мисочкам привыкнут, отшлифуют их и придадут им запах, присущей семье.

Прививочную рамку вынимают из гнезда одновременно с сотом, из которого намечено взять личинок для переноса в мисочки. В этой же семье надо попытаться отыскать свищевые маточники, которые она могла заложить за 4-5 часов своего безматочного существования. Их вырезают вместе с основаниями, чтобы сохранить находящийся в них маточный корм. Прежде чем личинку перенести из ячейки в мисочку, в нее кладут небольшую капельку маточного молочка, взятого из свищевого маточника, или в крайнем случае, если его не окажется, молочко набирают из нескольких ячеек с пчелиными личинками в возрасте не старше суток, из того же сота. На эту каепльку корма переносят личинку. Использовать мед, как это рекомендуется некоторыми пособиями, не следует.
Шпатель осторожно подводят под личинку со стороны спинки, аккуратно вынимают ее и, не меняя положения, опускают в мисочку, на молочко. Шпатель из под личинки вынимают, слегка нажимая им на донышко мисочки. Чтобы хорошо выполнить эту работу, накануне рекомендуется практиковаться на молодых трутневых личинках. Планки с привитыми личинками поворачивают мисочками вниз и обе рамки (прививочную и с оставшимися племенными личинками) ставят в гнездо воспитательницы на свои места. Пчелы сразу же начинают кормить личинок в мисочках и дают им маточное молочко в изобилии, как и при воспитании в роевых маточниках.

В последние несколько лет в практику вошел еще более прогрессивный способ вывода маток с так называемой двукратной прививкой личинок. Его особенность состоит в следующем: личинок, принятых семьей на воспитание, через сутки из маточников выбрасывают, а на их место переносят новых, как и прежде самых молодых. Эти личинки сразу же оказываются на маточном корме и ни секунды не голодают, а сама семья, которая за истекшие сутки уже настроилась на выращивание маток, за этими вторичными личинками начинает ухаживать без какого-либо промедления.
Опыт показал, что матки из вторично перенесенных личинок рождаются отличными. По весу и по плодовитости они не уступают самым лучшим роевым, а нередко и превосходят их. Отобранные маточники в том же отвесном положении вставляют в маточные клеточки и помещают в среднюю улочку материнской семьи или в другую, безматочную, для временного сбережения или сразу распределяют по нуклеусам, отводкам и семьям, нуждающимся в них. Маток, вышедших в клеточках, тщательно осматривают. Некоторые из них рождаются с недоразвитыми крылышками и дефектами конечностей (без коготков на задних лапках) или чрезмерно мелкими. Их выбраковывают.

 

Hosted by uCoz