Пчеловодные консультации.

       Навигатор:  Главная страница


 

ТРАНСПОРТИРОВКА ПАСЕК НА МЕДОСБОР

Современное пчеловодство немыслимо без многократных перевозок пчел к медоносным угодьям. Это обязательное условие хорошего развития семей, получения высоких медосборов и эффективного опыления энто- мофильных сельскохозяйственных культур. Крупные пасеки и пчелофермы перевозят семьи, как правило, не менее трех- четырех раз за сезон, выбирая при этом наиболее удобные и эффективные маршруты. Они уже не могут обходиться внутрихозяйственными перевозками и все чаще прибегают к межхозяйственным, межрайонным и межобластным. В этих условиях пчеловодам необходимо заранее определить и знать конкретные места кочевок, детально изучить медосборные условия, уделив внимание пыльценосам, особенно в ранневесенний и весенний периоды.

Начиная с цветения плодово-ягодных насаждений необходимо помнить и об опылительной работе пчел. Желательно располагать пасеку весной на участке, где растут ивы, клен остролистный, акация, плодово-ягодные насаждения; летом — луговое разнотравье, липа, сельскохозяйственные культуры медоносного значения. Очень хорошо размещать точки в местах с изрезанным рельефом, где медоносы цветут в разные сроки, что удлиняет медосборный период. С укрупнением пасек особое значение приобретает правильное рассредоточение их на территории. Рекомендуется размещать на отдельных точках при поддерживающем медосборе (в садах) по 20—30, а на главных медоносах — по 50—60 семей. Это позволяет увеличить площадь сбора нектара, что значительно повышает медосбор. В то же время не следует забывать о том, что пчелы, опыляя сельскохозяйственные культуры, повышают их урожайность, поэтому необходимо придерживаться рекомендованных примерных норм числа семей на одном гектаре (плодово-ягодные культуры — 2—3, гречиха — 2, подсолнечник — 0,5—1, клевер красный — 4—6, люцерна — 8—10). На одном точке не следует сосредоточивать больше 50—60 семей в группе.

При размещении их на полях опыляемых культур необходимо учитывать конфигурацию участков таким образом, чтобы наиболее удаленная часть плодовых или слабо посещаемых растений находилась не далее 300 м, а хорошо посещаемых — не более 500 м. На участке квадратной конфигурации со стороной, не превышающей 500 м, ульи ставят посередине одной стороны. На участке шириной 500 м, а длиной до 1500 м их размещают вдоль длинной стороны сразу по нескольку штук через каждые 500 м. Если же длина 1500 м, можно разместить ульи равными группами с торцовых сторон (встречное опыление). На больших массивах многолетних трав, особенно люцерны, семьи размещают вокруг семенного участка и на прокосах группами также через 500—600 м. Лучший срок подвоза семей к опыляемым медоносным культурам — начало их цветения. Если это сделать несколько раньше, пчелы рассеются по другим дикорастущим медоносам и долго не будут переключаться на основную опыляемую культуру. Не получают желаемого эффекта и при запаздывании с перевозкой. Таким образом, в обоих случаях происходит недобор меда и семян из-за недо-опыления цветков в первые дни цветения, а ведь в это время они выделяют больше нектара и образуются более крупные семена.

Пасеки должны быть мобильны, а семьи — всегда готовы к перевозке, поэтому содержать их следует в современных типовых ульях, где предусмотрена возможность перевозки без трудоемкой подготовки. В таких ульях легко создать надрамочное пространство за счет подкрышника и крыши, где имеются вентиляционные окна в боковых противоположных стенках. Летки плотно закрываются летковыми вкладышами, боковые планки ульевых рамок расширены вверху до 37 мм благодаря постоянным разделителям, что дает возможность иметь разрыв между сотами (улочку), равный 12 мм. Конечно, перевозить пчел можно в любом улье, но в этом случае потребуется больше времени на подготовку к перевозке. Неподвижность рамок в ульях старого образца достигается использованием разделительных брусков с поперечным сечением 12X12 и длиной 100 мм. В верхнюю часть бруска вбивают небольшие гвозди, с помощью которых они удерживаются на краях рамок. При подготовке семей к перевозкам корпуса ульев и магазинов полностью заполняют рамками. В условиях интенсивного пчеловодства после хорошей зимовки можно заполнить сотами основной корпус во время первого весеннего осмотра. Такое расширение гнезда способствует большему выращиванию расплода и исключает дополнительные работы. При подготовке к перевозкам в теплое время на ульи ставят магазины или корпуса также с полным комплектом закрепленных рамок.

Если семьи вышли из зимовки ослабленными, то от разового расширения следует отказаться, так как они лучше развиваются весной на сокращенных гнездах. В таких случаях их перевозят с неполным комплектом сотов в улье, закрепив рамки с помощью вставной доски, которую прижимают вплотную к крайним сотам, прибивая гвоздями к корпусу. Можно в незанятое пространство улья поместить рамки с вощиной или пустые соты. Используют также металлический штырь. Для этого нужен кусок стальной проволоки диаметром не менее 5 мм с заостренными концами. Один конец вставляют в свободное пространство улья, в нижний задний угол вплотную к вставной доске, а второй упирают в противоположную стенку. Штырь, примыкая по диагонали к вставной доске, плотно прижимает ее к рамкам. Для скрепления частей улья — дна, корпусов, магазинов, подкрышника и крыши — имеется много разных приспособлений. Самое простое — скрепление деревянными рейками. В настоящее время чаще используют упаковочные металлические ленты с замыкающим устройством, а также прорезиненные или капроновые ремни со специальными металлическими крючками. Удобнее всего при перевозке семей пользоваться контейнерами. В этом случае сам контейнер служит скрепляющим устройством сразу для нескольких ульев (трех, четырех, шести), размещаемых на поддоне, изготовленном из металлических уголков, сразу при выставке из зимовника. Перед перевозкой на них сверху кладут металлическую раму, скрепляют ее с нижней цепями и крючками, В результате все части ульев оказываются надежно фиксированными.

В ряде краев и областей нашей страны имеется опыт содержания пчел в передвижных павильонах и на специальных платформах. Это позволяет транспортировать их с помощью тракторов или автомобилей, освобождает часть рабочих от погрузочных и разгрузочных работ, обеспечивает высокую мобильность пасек, создает условия для использования практически непрерывного медосбора в течение весенне-летнего периода, повышения производительности труда пчеловодов. Вентиляция улья во время перевозки осуществляется благодаря созданию над гнездом свободного пространства для выкучивания пчел не менее 15—25 см за счет крыши и подкрышника. В крыше открывают клапаны вентиляционных окон. В нетиповых ульях на гнездовой корпус ставят сверху пустой магазин и к нему прибивают металлическую вентиляционную сетку. При ее отсутствии можно использовать капроновую, предназначенную для защиты оконных форточек от мух. Ульи с такой вентиляцией перевозят без крыши. В том и другом случаях с гнезда снимают потолочные дощечки и утепляющую подушку, наполовину заворачивают холстик. Нельзя прибивать сетку непосредственно к корпусу улья, то есть без свободного пространства над рамками.

При транспортировке между верхними и нижними ярусами ульев в кузове автомобиля прокладывают деревянные бруски для создания вентиляции ульев нижнего яруса. По окончании перевозки нельзя медлить с разгрузкой и открытием летков, чтобы не допустить гибели семей, так как после остановки транспорта через две-три минуты пчелы выходят из состояния оцепенения, сильно возбуждаются, повышая температуру в гнезде иногда до 45° С и выше.
Подготовка семей к дневным перевозкам мало отличается от подготовки к ночным. Но при дневных транспортировках особое значение приобретает усиленная вентиляция. В этом случае в свободном надра-мочном пространстве желательно иметь привои для пчел, на которых они лучше держатся при сотрясениях. Перед перевозкой из ульев отбирают мед, удаляя в первую очередь полномедные соты, соты с напры-ском, рамки с неотстроенной вощиной. В гнезде однокорпусного улья можно оставлять не более 7 кг, в двухкорпусном — не более 15 кг меда, размещенного в обоих корпусах. Свободное пространство заполняют до полного комплекта рамками и закрепляют их. Летки можно закрывать наглухо деревянными вкладышами до начала лёта пчел, за один-два часа до перевозки. Сеткой их не зарешечивают, так как она ухудшает результаты транспортировки.

Сильные весом 5 кг и более семьи в жаркую погоду можно успешно перевозить только в ульях с открытыми летками. Их грузят на транспортное средство рано утром. Перед погрузкой в леток пускают два-три клуба дыма. На автомашине в каждый улей пускают еще несколько клубов. Во время погрузки и разгрузки двигатель транспортного средства должен работать. Благодаря возникающей вибрации кузова пчелы почти не выходят из ульев. Перевозка семей с открытыми летками никогда не вызывает беспокойства и повышения температуры в гнездах, что исключает обрыв сотов и гибель пчел. В кузове автомашины ульи надо поставить так, чтобы встречный ветер мог продувать не только внешние ряды, но и корпуса, стоящие в середине кузова. Нельзя ставить их вплотную друг к другу. Для увеличения циркуляции воздуха во время движения между ульями прокладывают деревянные бруски, позволяющие поддерживать расстояние между ними в 15 см. Это обеспечивает лучшее охлаждение и приводит к снижению температуры в гнездах. Перевозка пчел в контейнерах удобна тем, что свободное пространство между ульями в них предусмотрено самой конструкцией. Скорость движения транспорта как при дневных, так и при ночных перевозках не должна превышать 60, а на неровных дорогах — 15 км в час. Недопустима перевозка семей в дневное время в автомашинах с цельнометаллическими кузовами. В жаркое время дня машина не должна останавливаться. В случае вынужденных остановок транспорт надо ставить в тени и не более чем на 15—20 мин. На длительное время его ставят вдали от дорог, подобрав удобную площадку для расстановки ульев. Ульи расставляют, сразу же открывая летки.

По прибытии на точок семьи немедленно разгружают и открывают нижний и верхний летки. Признаком благополучной перевозки является энергичный облет. Вытекание меда из улья указывает на обрыв сотов в гнезде. В этом случае необходимо открыть верхние летки и приподнять крышу для выхода пчел. При благополучной перевозке распаковывают ульи через один-два дня и кладут в них утепление. Дневная перевозка пчел повышает производительность труда на 20 % и уменьшает затраты денежных средств на 15 %.


Hosted by uCoz